Итак, дела улажены, работа в порядке, билеты куплены. Короткий сон в ночном экспрессе Москва-С.-Петербург, и мы выходим из вагона в морозное питерское утро. Друзья уже ждут. У машины нас окружает шумная толпа цыганок, обещающих предсказать светлое будущее. Нет, только не это. Пусть будет так, как будет. Не хотим знать ничего наперед, иначе жизнь станет неинтересной.
В первый день решили посетить Ладожское озеро. Дорога неблизкая — более сотни километров по мурманской трассе. Проезжаем первый удобный съезд к озеру у поселка Нижняя Шальдиха. Сквозь ветви деревьев проглядывает береговая полоса ледяной равнины, но рыболовов на льду мало, и мы продолжаем путь. У села Кобона — второй съезд. Это историческое место: от Кобоны до мыса Осиновец в годы Великой Отечественной войны проходила знаменитая «Дорога жизни». Едем дальше и у поселка Новая Ладога съезжаем на лед. Ставим метку на навигаторе, и вперед. Ладога — место опасное, поэтому без достоверной информации лучше сюда не приезжать. Лед не покрывает озеро целиком даже в самые лютые морозы. Большие глубины, местами до 150 м и более, сильнейшие ветры и относительно ровная береговая линия, иногда без бухт и заливов, — все это не дает громадному ледяному полю устоять на месте. Но сегодня, судя по всему, опасности отрыва льда нет. Безоблачное солнечное небо, температура -10° С с хорошим ветерком, дующим со стороны берега. Мы направляемся за крупным глубинным окунем, которого в этих местах бывает очень много. В 8 км от берега проходит рубеж между старым и молодым льдом. Туда нам советуют, на всякий случай, не ходить. Навигатор показывает 7 км от первой точки. Остаемся на старом льду. Впереди, в полутора километрах, — ледяные торосы, за ними устроились несколько десятков самых отчаянных и азартных рыболовов. Кто приехал на машинах, кто — на «буранах», некоторые — на мотоцикле с громадными шинами низкого давления, есть тут и умельцы по переделке финских саней в аэросани с помощью мотора от бензопилы.
Оглядываемся, выбираем место недалеко от группы рыболовов, равномерно взмахивающих удилищами. Изредка взмахи чередуются с резкими подсечками и вываживанием рыбы. Глубина 8–10 м. В этом месте неплохо берет окунь-великан, называемый здесь черным. Хорошие глубины, множество ям, богатая кормовая база позволяют хищнику вырастать до значительных размеров. В больших стаях попадаются экземпляры до 1,5 кг, а 500–700-граммовые полосатые «хомячки», как называют их питерцы, — обычное дело.
Снасть для ловли хищника — традиционная зимняя удочка, но без кивка. Резкая поклевка чувствуется и без него. Малейшее прикосновение к снасти передается прямо в руку, провоцируя молниеносную подсечку. Леска - 0,25–0,28 мм. Для каждого водоема существует своя особенная приманка. По рекомендации нашего гида Юры, выбираем длинный самодельный трехгранник длиной 6–7 см, спаянный из разных металлических пластин: меди, мельхиора и латуни. Эта трехцветная блесна работает на Ладоге уже не один сезон. Блесну бросают на дно, поднимая облачко мути, затем следуют несколько постукиваний, подъем вверх и длительная пауза. Все поклевки происходят у дна или в полуметре от него. В нашем арсенале были и другие приманки: никелированная шпала, ромб из металла двух цветов и многие другие, но все они оказались не столь уловистыми, как «трехгранка». При блеснении работает только кисть, а глаза следят за конкурентами, отмечая направление движения рыбьей стаи. Для ладожского окуня характерны большие скопления. Но интенсивная ловля идет уже на протяжении нескольких дней, стая разбита на части, поэтому долго на одном месте задерживаться не стоит. Несколько взмахов удочками, и сверлим новые лунки, перемещаемся в поисках удачи. Результат уже есть, но спустя какое-то время клев идет на спад, поклевки становятся вялыми, а рыба — более мелкой. На это есть своя причина: погода меняется, ветер крепчает. Местные жители называют его «отрывным». Крупный окунь, почувствовав изменение в природе, перестает реагировать на приманки.
Вдруг недалеко от нас, между припаем и старым льдом, с характерным звуком появляется тонкая трещина, которая прямо на глазах увеличивается в размерах. Вот уже появилось 10, 15, 20 см открытой воды, и это происходит с, казалось бы, монолитным льдом при толщине более 40 см. Свистим, кричим, пытаемся привлечь внимание отплывающих на льдине рыболовов, но они неохотно отрываются от любимого занятия. Тот, кто сидел ближе, сумел реальнее оценить происходящее и, быстро собрав скарб, успел перескочить через открытую воду. Несколько машин пересекают трещину, когда ее размер достигает почти 30 см. Последним с разгону перепрыгивает трещину «буран» с санями. Оставшиеся на льдине люди в панике ищут, где можно переправиться, но таких мест практически не осталось.
Оторванное поле — это огромный ледяной массив шириной в пару километров. На льдине, уходящей в открытую Ладогу, осталось около 20 машин и немало людей. Заметив, что в районе мыса Сафоша лед еще не оторван, рыболовы на нескольких машинах резко стартуют, пытаясь уйти от опасности. С нашей стороны лед отошел уже более чем на полтора метра. Звоним в МЧС, друзьям, знакомым. Мы еще какое-то время остаемся у края льдины, готовые оказать помощь в случае необходимости, тем более что умеем это делать! Настроение испорчено, и на сегодня рыбалку решили закончить.
Когда возвращались домой, навстречу по трассе пронесся автомобиль МЧС, который спешил на помощь попавшим в беду людям. Из ночных новостей узнали, что льдину прибило к кромке льда в районе острова Птинов, пострадавших нет, все перебрались на «большую землю». На этот раз все закончилось благополучно, но это не первый и не последний случай. Не знаю, поможет это или нет, но еще раз хочу напомнить рыболовам, что, выходя на лед, надо не забывать о том, что коварная погода способна на самые неожиданные сюрпризы. Всегда носите с собой «спасалки» и 15 м прочной веревки с грузиком на конце. Эти «мелочи» могут однажды пригодиться. А на большой акватории, где от края до края все белым-бело и глазу не за что зацепиться, предметом первой необходимости становится навигатор. По контрольным меткам всегда можно легко найти место прошлой удачной рыбалки, ворота в торосах и правильный путь домой. Даже обильный снегопад и туман не будут помехой.
На следующий день отправляемся на Финский залив за корюшкой. В шесть утра выезжаем за город, следуя сначала по Выборгскому шоссе, затем по Зеленогорскому и Приморскому. Справа и слева от дороги протянулась курортная зона. Места здесь необычайно красивые. Основная часть дороги идет вдоль залива. Кое-где сосны расступаются и дают возможность увидеть покрытый льдом залив. С высоких точек виден фарватер — черная лента открытой воды. Подъезжаем к цели нашей поездки — полуострову Киперорт, который омывается водами пролива с не менее удивительным названием Бьеркезунд. Пролив находится в северо-восточной части Финского залива и является естественной водной преградой, отделяющей Березовые острова (Большой, Северный, Западный и др.) от материка. Береговая полоса пролива довольно сильно изрезана многочисленными бухтами. Судя по всему, дно усеяно разнокалиберными валунами, многие из которых вздымаются над поверхностью льда и окружены ледяными лепестками. С высоты холма хорошо просматривается участок до Березовых островов. Здесь мы уверенно выходим на лед, так как острова защищают ледяную гладь от разрывов.
Толщина льда — более 40 см. Во многих местах видны группы рыболовов. Приглядываемся, в каком из них любители ловли корюшки ведут себя наиболее оживленно. Постоянные перемещения от одной лунки к другой свидетельствуют о хорошем клеве. Рыболовы парами и тройками занимают свободные участки льда и сверлят параллельные ряды лунок от берега в глубину. Когда клев плохой, используют 8–10 удочек, но если повезет и попадаешь на массовый ход рыбы, то, говорят, даже две снасти — это много.
Снасть состоит из удочки типа «кобылка», лески диаметром 0,20 мм и конусовидного грузила массой 60–80 г, которое должно противостоять сильному течению в проливе, оставаясь на дне и удерживая леску с приманками. Выше грузила с интервалами в 30–40 см крепятся крупные фосфоресцирующие мормышки на поводках длиной 7–10 см. Вершинка удочки оснащена пружиной-кивком длиной 5–7 см, на конце которого находится красный пенопластовый шарик. Удочки располагаются вертикально, поэтому поклевки видны издалека.
В качестве насадки используем пойманного накануне окуня. Режем его на маленькие кусочки и цепляем на мормышки. На морозном ветру делать это быстро не удается, поэтому, чтобы окунь не заледенел, мы держим его за пазухой. Студеный северный ветер быстро схватывает мелкие кусочки рыбы, мерзлое мясо крошится и приходится перенасаживать приманки. Но вот все удочки оснащены, и мы ждем поклевок. Наконец, один из кивков уверенно заходил вверх-вниз. Сильная подсечка, энергичные взмахи руками, как говорит наш гид, «от левой пятки до правого уха», и первая рыба в руках! Она небольшая — всего 15 см. Крупная голова и пасть с рядом мелких тонких зубов угрожающего вида — это настоящий хищник. На ярком солнце чешуя переливается серебром с сиреневато-фиолетовым отливом. Но больше всего потрясает запах свежего огурца. Любоваться на корюшку некогда, она становится наживкой. Корюшка хорошо ловится на кусочки своих сородичей, причем лучше на свежие, чем на замороженные. Разрезав рыбку, меняем насадки на всех удочках. Теперь красные шарики срабатывают с завидной регулярностью. Подсечка, взмахи, и рыба на льду. Запах огурцов распространяется повсюду-
Очередная поклевка, и на крючке мормышки оказывается «нечто»: узкотелое существо размером чуть больше ладони. Желтовато-бурая, губастая, с довольно крупными, слегка выпуклыми глазами рыба извивалась, завязывалась узлом вокруг лески, скользила по ней, стараясь освободиться. Это бельдюга — живородящая рыба. Она живет в соленой морской воде, но встречается и в сильно опресненных частях Финского залива. Ее отличительной особенностью является единый плавник, окаймляющий спину и хвост и доходящий до брюха. Бельдюга немного напоминает налима, но она маленькая и очень шустрая.
Зимний день пролетает незаметно. Собираемся домой. Улов неплохой, хватит и на жареху, и на маринад. Маринованная корюшка — одно из любимых лакомств питерцев. Вечером рецептом его приготовления с нами поделилась Кира — хозяйка гостеприимного дома, угостившая нас этим блюдом.
Остался один день. Его решено посвятить культурной программе: осмотру достопримечательностей и памятных мест, мостов и набережных. Свернув с Троицкого моста на Дворцовую набережную, останавливаемся в изумлении. С набережной на небольшом участке открытой воды, языки которой тянутся из-под опор моста, несколько человек ловят рыбу. Подходим ближе. У всех спиннинги с джиг-головками массой около 30 г и твистерами различных цветов, но предпочтения отдают зеленоватым расцветкам. Вдоль парапета лежит подсачек с телескопической рукояткой длиной 3 м. Спрашиваем: «Что ловится?». В ответ слышим: «Судак, щука, сиг и сырть». И это в центре города, напротив Петропавловской крепости. Делаем несколько фотографий на память и желаем удачи рыболовам. Три дня пролетели как один. Настоящие питерские каникулы!
см. также Рыбалка на Ладоге