Донка закидушка вобрала в себя многовековой тактический опыт многих рыбацких поколений, омолодилась острейшими современными крючками и прочнейшими лесками, обзавелась новейшими оснастками, и радует верными поклевками так же, как и встарь, изящно приспосабливаясь к повадкам крупной рыбы.
Немало воды утекло с тех пор, и сегодня от разнообразия доночных оснасток просто глаза разбегаются – как говорится, твори, экспериментируй, пробуй. Проверенные в деле разработки пытливых самодельщиков мгновенно тиражируются в серийном производстве, и новинки сыплются словно из рога изобилия, лишь донка-закидушка обходится коммерсантами стороной, ведь на ней прибыльного бизнеса не сделаешь. Все, что нужно купить для этой незамысловатой снасти – крючки да леска, остается только немного приложить к ней руки и вдохнуть жизнь в новую старую донку.
Обычно выезжая с напарником на рыбалку, берем с собой семь донок и несколько пригоршней свежего выползка, добытого накануне теплым вечером. Шесть мотовил разложены по ранжиру – 11, 13…, 19, 21 метр. Еще одна, самая длинная донка, пока в сторонке. Заметное сужение реки на участке ловли, перед широким перекатом, прижимает русло наискосок к сухому ходовому берегу. Легкая доступность – не главное, просто место клевое – узкий проход создает большую концентрацию рыбы, аккуратно к ночи, выходящей с переката погулять на плес, поэтому каждую рыбалку разматываем шестерку закидух. Первая, короткая, ляжет на ближний крутой слон вплотную к руслу, следующая почти в самую ложбину с галечным дном, … последняя дотянется до дальней пологой русловой бровки. На берегу донки загущены до предела, интервал между ними, несмотря на приличное течение, оставляем всего пять шагов. Так что плотная цепочка из наживки расположится на короткой дистанции немного под углом к направлению движения рыбы, которая мимо уже никак не проплывет, а сохранение такого расклада между перезабросами зависит от грузил.
О легких грузах для тиховодий (около 100 г) здесь и речи нет, через пять минут они будут стянуты под самый берег, и слишком тяжелые (300 г и более) тоже не сильно подходят, они каким-то непостижимым образом самостоятельно зарываются под камни, коряги, вязнут в грунте. Методом проб и ошибок разумный компромисс все же был найден, вот только с цифрами как-то не сложилось, – в зависимости от скорости течения, толщины и длины основной лески необходимую массу грузила определяем вприглядку, вручную, по личным ощущениям. Зацепы все-таки случаются, но теперь чаще крючком, который никогда в наживке не прячем.
Выползка обычно наживляем, начиная с передней части вдоль колечком, закрываем крючок до самого ушка… и продолжаем в том же духе, стягивая тело на леску. Пройдя, таким образом, больше трети длины червяка, выводим жало наружу – готово. Если выползок крупный, достаточно и его половины. Главное, чтобы ниже поддева свисало хотя бы сантиметра полтора ненадетого на крючок червя, чтобы рыба раньше времени не распознала подвох, а после, хорошо распробовав угощение, верно засеклась.
Предварительно закрепив леску у основания и на вершинке шестика, смотав ее аккуратно с мотовил рыхлой горкой на берегу, заброс донки выполняем рукой, на полную вытяжку – можжевеловые хлыстики отвешивают низкий поклон каждому приводнению грузила и заранее отмеренные длины доночных лесок, укладывают крючки с наживкой в намеченные точки. Если заброс прошел удачно (грузило летит над рекой на уровне глаз), то размах с запасом хоть на три, хоть на семь лишних метров прекрасно «съедается» упругой древесиной, и оснастка ложится на воду точно в цель предельно аккуратно, как будто сброшенная вертикально с небольшой высоты, сохраняя наживку целой и невредимой. Почему именно можжевельник? Так еще отец учил, а его мой дед. Многократно вместе испытывали в качестве хлыстиков свежие ветки ивы и ольхи – подходят, но все же прилично отстают по характеристикам – мягковатые, ломкие и недолговечные. Здесь против многолетнего опыта старшего поколения не попрешь, поэтому с удовольствием таскаю на каждую рыбалку, под улыбки друзей, связку качественных можжевеловых «удилищ» для донок-закидушек.
Шестой «бульк с поклоном», снасти в воде, – рыбалка началась! Теперь для полного комплекта нужно поставить еще одну донку, причем в самом что ни есть неудобном месте, где от твердого берега урез воды защищают пять метров вязкой илистой топи. Каждый раз не хочется месить ногами эту липкую черную жижу, вперемешку с прибрежной травой, и все равно каждый раз ставим там донку, уж больно место привлекательное – дальний край глубокой заводи граничит с мощным русловым течением и одновременно с резким подъемом дна к обширному травянистому мелководью. Рыба там передвигается по очень узкому коридору на крутом донном склоне, и точно положить, а тем более удержать на нем доночную снасть довольно тяжело, зато, если получится, то «бонус» обеспечен. Седьмой «бульк» ложится чуть дальше намеченного, почти у мели, и грузило застревает в редкой траве, все же оставляя хороший шанс на поклевку.
С томительным ожиданием первого перезаброса успешно справляется ужин у рыбацкого костра. Темнеет, пора проверять снасти! Каждая проверка донок скрывает в себе множество тайн, раскрывать которые настоящее удовольствие! Беглый взгляд на закидушки ничего особенного не сулит, они стянуты совсем немного, в пределах нормы. Раз, два, три… - руки привычно отсчитывают метры, и первая донка с нетронутой наживкой ложится возле шестика ожидать своего очередного перезаброса. Вторая – раз, два – там не только грузило играет!
Рыбацкие пальцы не обманешь, леска передает в пальцы ритмичное постукивание, и через пять секунд в воде показывается неплохой окунек. Что ж, начало положено. Третья, четвертая, пятая и шестая донки радует лишь ощипанным до неузнаваемости выползком, наверняка мелочь постаралась. Тоже хорошо – раз мелкая рыба на русле стоит, значит и крупная за ней вскоре подтянется.
При подходе к седьмой «грязной» донке видно, что леска немного неестественно провисла. При подмотке лески чувствуются тугие размашистые удары. Явно что-то приличное. До рыбы остается всего пару-тройка метров, и такая близость трофея не на шутку разжигает рыболовный азарт. Но разум гасит страстный порыв тянуть быстрее, прокручивая в голове кадры прошлых обидных сходов рыбы, когда провести этот короткий последний путь оказывалось гораздо сложнее, чем подвести к берегу после интенсивного вываживания с большой дистанции. Так как рыба уже успела и устать, и отдохнуть, и разозлиться. Тут главное не торопиться. Обеими руками, медленно и равномерно, каждым пальцем следя за натяжением лески, понемногу подтягиваю соперника для первого знакомства. Но полуметровая черная «торпеда», посчитав непозволительной такую фамильярность, делает резкий рывок в сторону, показывая в тусклом свете алые брюшные плавники и мощный красноватый, с черным ореолом, хвост. Да это голавль! Пальцы рефлекторно сначала отпускают, потом слегка прижимают сбегающую с рук леску, уравнивая силы. Еще к себе, нет, отпустить! Опять забираю пару метров, снова отдаю, рывки ослабленной рыбы слабеют… Протягиваю подсак к противнику и уставшая рыба, почти не сопротивляясь, заходит в сетчатое кольцо. Есть!
Кульминация рыбалки достигла своего апогея, и в душе поселилась радость совсем другого толка – красавец-голавль из достойного соперника превратился в желанную добычу. Неупиваемая чаша удовольствия пополнилась еще несколькими каплями счастья. Удастся ли ее наполнить до краев, ведомо лишь проведению, и я возвращаюсь к первой донке…
Ранее в обзорах: