товары для рыбалки и активного отдыха

8 (800) 707-14-79
График работы

График работы:

Понедельник - Пятница: с 09:00 до 18:00

Суббота: Выходной

Воскресенье: Выходной





Сегодня 09:00 - 18:00
закажите звонок
и мы Вам перезвоним
Задать вопрос Заказать звонок
ловля болонской удочкой

Ловить поплавочной проводкой с берега всегда было нелегко. А если еще и сама речка – крупная и мощная, и забросы приходится выполнять на большие расстояния, призвав в помощь катушку-безынерционку, то тем более.

Безусловно, и под речными берегами стоит неплохая рыба, к которой можно подступиться с обычной удочкой или полудонкой. Тут рыбалка более-менее определенная: «Вот под этот подтопленный куст подброшу пшена или перловки, сверху плавно спущу полудоночку или поплавок и спокойно дождусь поклевки». Но в те дни, когда с клевом полнейшая «засада», мыслящий рыболов все больше бросает взор в сторону манящего русла. Ведь, в большинстве своем, собственно там (и на примыкающих к руслу точках) проходят главные тропы-дорожки рыбы приличных размеров.

И здесь, как правило, на помощь рыбаку приходит ловля донкой.  Донка – снасть, разговаривающая на «ты» и с большими глубинами, и с сильным течением. Но рыба очень часто реагирует только на движущуюся приманку, на козырь, имеющийся лишь у поплавочной удочки.

Доночная проводка? Но она с берега мало эффективна. Лишь болонская удочка позволяет отпускать поплавок на десятки метров и делать проводки, длина которых ограничивается лишь видимостью поплавка.

отличие болонской удочки от матчевой  Отличие болонской удочки от матчевой

Главный фактор успеха – выбор места ловли и понимание рельефа дна

Какова наша задача? Во-первых, найти на реке перспективное место. А конкретнее, чтобы рыба держалась здесь же или смогла быстро подойти на прикормку, то есть стояла на струе, по которой и будем кормить и делать проводку. Это «во-первых» и будет самым главным, можно сказать основополагающим, все остальное – дело техники.

Где держится рыба на реке? Реки – все разные, но можно выделить основные характерные места. Как уже отмечалось, очень перспективен сам фарватер, – самое глубокое место реки. В этом «корыте», как правило, самое сильное течение, несущее основную массу корма интересного рыбе. Отличное место там, где течение бьет в берег, подмывая его, ну а если берег здесь зарос кустарником, то при проводке вдоль него место точно станет клевым. Хороши всевозможные мысы – буны, причем как естественные, так и сотворенные человеком. Здесь интересны струи, идущие вдоль этих препятствий в сторону русла.

Сложный, извилистый берег всегда интересен. Напротив даже маленького мыса бывают твердые гряды, за которыми обычны рыбьи стоянки. Здесь же часто задерживается разного рода плывущая древесина, образуя завалы. При этом струи еще сильней отклоняются к фарватеру, образуя отличное место для ловли, особенно на границе сильного и слабого течения. Хороши и ямы, причем как входы в них, так и выходы.

Летом рыба часто держится и на неглубоких местах: на перекатах, вдоль травянистого берега, в коридорах водорослей, обычных на мелководных речках. В суводях ловить довольно сложно, но здесь регулярно держится приличных размеров рыба, и можно попытаться делать проводку по границе сильного и слабого течения. Отлично можно половить на местах водопоя (и ниже их), особенно, когда коровы или лошади массово заходят в воду. Короче говоря, рыбных мест на реке можно обнаружить немало. Но тут начинаешь понимать, что большинство из них не очень-то подходят для проводки, тем более с дальним проплывом поплавка: или дно неровное, или захламленное, или же течение неправильное.

Как быть? Один из неплохих вариантов – попытаться найти участок дна реки, пригодный для проводки, чуть выше по течению от потенциального места стоянки рыбы. Вот простейший пример. Река делает крутой поворот. На повороте течение бьет в обрывистый берег, подмывая его. Здесь часто образуется ямка, в которой задерживаются травянистые и древесные наносы, образуя обширные завалы – отличные укрытия для разной рыбы. Если же берег зарос кустарником или деревьями, то течение может размывать грунт между их корнями. Корни уходят под воду, и место может стать вообще весьма привлекательным для рыбы, в том числе и крупной: язя, голавля, плотвы и прочей. Конечно, такие места могут быть «проутюжены» браконьерами всех мастей, но, как говорится, свято место пусто не бывает, и вскоре рыба здесь вновь собирается. Однако ловить здесь крупняк зачастую невозможно не только поплавком, но и донкой. Невозможно, поэтому как захламленное дно не позволяет уверенно вываживать большую рыбу.

Но давайте глянем на участок выше «крепкого» места. Зачастую здесь наблюдается плес с довольно чистым и ровным дном, очень даже пригодным для проводки с дальним отпуском поплавка. Пробными проплывами, определив пригодность места для ловли, можно закормиться, пытаясь выманить рыбу из завалов. Причем выманить не только мелочь, которой в завалах обычно тьма-тьмущая, но и крупную белую рыбу.

Далеко не всегда можно с первого взгляда определить интересное для ловли место, особенно на большой и глубокой реке, да и еще с прямыми берегами. Понятно, хочется побыстрее расположиться на берегу, подкормить точку и начать ловлю. Но не думаю, что это будет оптимальным вариантом действий. На незнакомой, плохо «читаемой» реке (или участке реки) действую так. Оснащаю удилище и ложу в карман коробку с наживкой. Все остальные поплавочные дела (в том числе и прикорм) – в бауле (или рюкзаке). Баул на плечо, удилище в руку и двигаюсь по реке, изучая места.

При пробных проплывах поплавок может рассказать о многом. Покажет и бугорок, и ямку, где обрывается песчаный мыс, где начинается поперечная каменистая гряда, где поворачивает русло, и прочие «аномалии» дна, так обожаемые рыбой. И уже обнаружив интересный участок, можно остановиться, прикормить и ловить, с хорошими шансами на успех.

Изучаем рельеф дна водоема

Заметил, что немало рыболовов-поплавочников игнорируют такой важный момент ловли, как предварительное изучение дна водоема. Но ведь недаром, в большом поплавочном спорте именно этой процедуре отводится львиная доля времени подготовки к соревнованиям. В процессе этих поисков можно найти на дне лишь незначительный бугорок или ямку, но и это уже находка. Если рыба сюда подойдет на прикормку, то именно возле маленького бугорка (ямки, камня и пр.) имеет смысл сосредотачивать прикорм, как стартовый, так и дополнительный, подбрасываемый в процессе ловли. И именно здесь возможны поклевки самых крупных рыб. Почему так происходит, – трудно объяснить, но часто происходит именно так.

К примеру, дно – ровное, но на участке лежит огромный камень-валун. Со временем его замело песком, и образовался песчаный бугор. Забросим на участок пять-шесть плотных шаров прикорма. Парочка ляжет на склоны бугра, остальные ниже и выше от него. Что произойдет, если подойдет хорошая рыба, к примеру, лещ или язь? Основные, самые решительные поклевки, скорей всего, будут в районе бугра (ямки), хотя тот же корм, так же соблазнительно для рыбы, размывается и ниже и выше по течению.

Но давайте вспомним о максимально интересном месте на реке при ловле крупной рыбы. Центр русла – самое глубокое место, обнаружить его пробными проплывами несложно, ведь дно здесь обычно ровное. Так и хочется прикормить именно здесь и ловить. К тому же здесь и промахи при забросе, в несколько метров (ближе или дальше), не несут ничего негативного, – шары не скатятся с бровки, а будут лежать в спрогнозированном месте. Но дело в том, что на самом русле рыба не очень-то любит держаться, предпочитая свалы в русло, его бровки. Найти бровки русла пробными проплывами не так сложно, как может показаться с первого взгляда. Во всяком случае, проще и быстрее, чем в стоячей воде озер и водохранилищ, ведь в реке помощником выступает течение.

Русловые бровки могут быть и крутые, и пологие. И на первых и на вторых ловля может быть удачной, тем более что на пологих склонах шары прикормки будут держаться лучше. А держаться они должны на дне прочно, медленно размываясь. Лишь в этом случае мы сможем гонять поплавок «по шарам», целенаправленно ловя по прикормке. Если бровка – крутая, да еще и течение сильное, то лепить прикорм можно не в виде шаров, а в форме этакой лепешки или куба. Такая форма поможет прикормке лучше «цепляться» за дно, не скатываясь по склонам.

Тропы рыбы и прикорм

Здесь давайте немного отвлечемся от наших промеров дна, отступив чуть в сторону. Считается, что мы привлекаем рыбу прикормкой: рыба подходит на плывущие легкие частицы корма, собираясь возле основной концентрации прикорма. Так-то оно так, но не все так просто. Рыба обычно много двигается, но любит передвигаться по своим рыбьим тропам. И максимальный эффект от прикорма будет, если наш прикормочный след совпадает с рыбьей тропой. В первую очередь это касается леща, наиболее любимой многими поплавочниками рыбой, в том числе, и мною. Считается, что лещ привязан к бровкам именно из-за большего количества корма на них. На озерах, богатых ракушечником, может быть и так.

Но на реках для леща бровка русла, – это в первую очередь тропа, по которой стая старается двигаться скрытно, не привлекая к себе особого внимания ни хищника, ни человека, ни кого бы то ни было.

Однажды аномально низкий летний уровень воды и высокая ее прозрачность позволили мне вычислить довольно мудреную тропу леща на одном из любимых участков реки. Участок этот прямой, русло, соответственно, также прямое, проходящее ближе к берегу с которого ловлю. Оказалось, что стаи крупного леща двигались следующим образом. Вначале стая шла против течения по руслу вдоль довольно крутых его свалов. Выше русло расширялось, более пологими становились и свалы. На этом участке реки лежала поперечная каменистая гряда. Здесь лещ, игнорируя русло, поворачивал резко налево, шел вдоль довольно крутой гряды к противоположному берегу. Тот берег был обрывист, по урезу воды шла узкая полоса водорослей, за ней сразу начиналась глубина метр-полтора. Здесь лещ шел вдоль «зеленки», затем резко поворачивал направо. Доходил до русла и уже по нему продолжал подниматься выше. Через сотню метров русло входило в глубокую обширную яму, где след леща терялся и где рыба, видимо, кормилась. Так вот, изучив визуально на этом участке реки рельеф дна, убедился, что рыба двигалась наиболее скрытым маршрутом. Во всяком случае, будь я на ее месте, и, поставив себе задачу добраться до ямы незамеченным, двигался бы только так. На этом участке реки ловил много лет. Но только тем засушливым летом удалось понять, почему так редко попадался на крючок лещ на участке русла, который рыба обходила, сдвигаясь к противоположному берегу. А ведь прикармливал! Да еще как кормил! Поэтому считаю, что высший класс в выборе места ловли – это когда рыба «напорется» на нашу прикормку, а не когда прикормка заставляет её сдвинуться с постоянного маршрута. Плотва, конечно, хорошо «сдвигается», но вот лещ…

Ловля леща Ловля леща болонской удочкой.

Когда-то рельеф дна «прощупывал» без поводка и крючка, – оснастка заканчивалась подпаском, за ним петля для поводка, – и всё. Изучая неизвестное дна таким «макаром», проще избежать неприятных зацепов. Такая концепция оказалась хоть и эффективной, но довольно затратной по времени, а ведь хотелось скорее ловить. Поэтому со временем перешел на изучение неизвестных участков реки непосредственно во время ловли. На крючке «крепкий на шкурку» опарыш, и изменяя величину спуска, изучаю глубины в перспективных местах, находя необходимое мне положение крючка у дна.

Юрий Д.