товары для рыбалки и активного отдыха

8 (800) 707-14-79
График работы

График работы:

Понедельник - Пятница: с 09:00 до 18:00

Суббота: Выходной

Воскресенье: Выходной





Сегодня выходной
закажите звонок
и мы Вам перезвоним
Задать вопрос Заказать звонок
рыбалка на реке Сож

Пришло ли достаточное количество речной рыбы по этой низкой воде и при отсутствии разливов? Будет что ловить в этом году? Нет проблем – вся рыба давно уже на местах! Хотя кто-то вечно недоволен, мол, не поднимется рыбка по Сожу из-за низкой воды, без нормальных уловов останемся…  А все потому, что верит в ложную теорию, – «чем больше вода, тем выше по течению идут косяки, и тем они многочисленнее». Подобное мнение настолько укоренилось, что часто практически не подвергается сомнению. Но я поспорю!

Начну с того, что высокая весенняя вода вообще-то не есть хорошо для речного рыбака, – рыба разбегается по разливам и очень часто становится недоступной при запрете на лодки и забродку. Да и лодка особо не выручила бы, что хорошо просматривается по сезонам, когда сильный разлив сохраняется и с приходом июня, и даже во всеоружии не так просто найти разбредшуюся рыбу. Кроме того, высокий уровень воды подразумевает опасность сильного замутнения, снижения интенсивности питания рыбы, когда уловы резко падают. В общем, хорошо, что нет сейчас большого «потопа».

Вторая крайность – очень низкая вода, что действительно плохо, и тем хуже, чем меньше и мельче река. Подобное бывает засушливым летом, и тогда рыба сдвигается в сторону ям, расположенных как ниже, так и выше по течению. Но какого-то массового панического бегства нет, это хорошо заметно при резком падении высокой весенней воды, когда на пойме остается много разной рыбы в ловушках, отрезанных от реки.

Некий условно средний уровень – идеален для жизнедеятельности рыбы, и именно такая вода в Соже более всего обычна. Соответственно, и для нереста хорошие, комфортные условия. Главное для рыбы, не уровень, а температура воды. Как у каждой матери свои сроки, так и у каждого вида рыбы подходящая температура воды. Иное дело, что из-за нестандартного уровня год от года могут меняться нерестилища, – у рыбы всегда есть запасные варианты по местам. Так, наш местный кормянский судак, при высокой воде, скорее всего, отнерестится в старицах, а при низкой найдет подходящие каменистые участки на реке. Та же история и с лещом. Или язь, обычно нерестующий на пойменных водах, но ему совсем не обязательны обширные разливы, он ищет подходящую прибрежную мель, где вода быстрее прогревается. Или в малые речки-притоки заходит, бывает, поймы практически нет, а он к лесу пришел на речку с метр глубиной и нерестует там без проблем. Подробнее о ловле весной язя

Каждый год все идет своим чередом, но здесь очень важно принять к сведению главное: весной рыба не приходит, сдвигается, что ее и выдает рыбаку. Многолетние наблюдения на Соже и Днепре (Сож впадет в Днепр), говорят о том, что в подавляющем большинстве случаев наша рыба не совершает длительных миграций (как это делают многие морские виды). Да, есть сезонные небольшие миграции, когда рыба «ищет, где лучше», но они непродолжительны. Щуки могут передвинуться на 5, максимум 10 км, следуя на нерест или просто за мелкой рыбой, но далеко не пойдут никогда, они любят свои места. И другая рыба любит свой дом. Вот часто говорят, что лещ из Украины к нам поднялся, или не поднялся. Да никогда он оттуда не приходил! По нижним участкам нашего Днепра лещ значительно многочисленнее, потому что условия для него лучше – больше воды, обширные ямы, кормные и хорошо приспособленные для нереста староречья. Причем эти шикарные условия хорошо приспособлены для много большего количества рыбы, чем там обитает в последние годы. И зачем рыбе массово оттуда идти вверх? По идее, весной лещу туда надо вниз спускаться из Речицы и Лоева, и от наших сожских мест. Но этого не происходит. Практически всюду рыба своя, так сказать, местной приписки. Иное дело, что той же весной лещи часто концентрируются в плотные косяки и могут мигрировать на 10-30 км, иногда немного больше. Такое движение, безусловно, не останется незамеченным, и всегда расползались слухи об «украинском леще», за которым следуют браконьеры, отслеживая огромный косяк чуть ли не с вертолетов и т.д. и т.п.

У нас на реке Сож, на участке от Кормы до Чечерска, сформирована своя оседлая популяция. В период сезонных миграций количество особей в отдельной стае доходит до 500 штук. Да и в другое время косяки довольно многочисленные, и когда они сдвигаются в сезонную миграцию, то эта рыба быстро обнаруживается и отлично ловится. А вот затяжная летняя жара обычно разбивает рыбу на мелкие группы, состоящие из 10-15 особей, но и этого достаточно, чтобы на хорошей прикормке у стаи сработал инстинкт конкуренции, стала активно питаться и попадаться на рыболовную снасть. Нечасто, но встречаются лещи, ходящие парами, и даже одиночные экземпляры. Единичные поклевки этих «шатунов» из разряда случайных и в самых непредсказуемых местах. Но отдельными периодами рыба, будто сквозь дно проваливается. Эхолоты и «бой по леске» спиннингистов четко говорят, что рыба зависла в полводы, большей частью, на глубинах в районе 4 м и не выше 1-1.5 м от дна. На донную прикормку не реагирует. Нередко слышу, что такую рыбу поймать нереально. Это не совсем так. Да, в этот момент лещ не кормится, но можно заставить его кормиться. На это способна дальняя поплавочная проводка. Кто-то применяет горох, кукурузу, но надежнее всего свежий вертлявый красный червь. Рабочий спуск выставляю так, чтобы наживка двигалась в метре от дна. Пробую и свободный проплыв, и проводку с придержками, лучший вариант подбираю по месту. И рыба проявляет себя, при этом поклевки очень активные. Вообще, крупный лещ – товарищ плохо предсказуемый по клеву, потому и является ценным трофеем.

Тотальное лещовое бесклевье по реке может говорить и о том, что рыба ушла с участка. Нет, конечно, она «не вернулась в Украину», просто передвинулась на соседний участок, – что-то заставило ее это сделать, какое-то природное явление, или просто уменьшившееся количество пищи. Это часто просматривается по уловам, когда несколько дней клев был в районе одной ямы, затем затих, зато начался на другой яме, расположенной в нескольких километрах выше или ниже по реке. Я лещей называю «поросятами», они тоже пасутся то здесь, то там, но далеко перемещаться не любят, у них даже строение тела не очень-то приспособлено для дальних переходов по речному течению.

И предзимние миграции у леща по Сожу непродолжительные. В наших краях это от силы 3-5 км, когда с окраин летне-осеннего участка лещи стягиваются на зимовальную яму с глубиной под 6-8 м, концентрируясь на особо интересном, для рыбы, ямном участке, скажем, напротив входа в старицу. При таких миграциях ощущения бывают особые, мол, неожиданно откуда-то появились плотные стаи «пришлой» рыбы. Да, эта рыба действительно собирается плотно, но она местная. Чем, кстати, и пользуются браконьеры, процеживая реки, которые требуют особо тщательной охраны именно в это позднеосеннее время (да и на озерах, водохранилищах – аналогичная картина). Нередко несколько видов собирается в один плотный косяк. У нас в Корме язевый косяк (вперемешку с плотвой и густерой) иногда достигает в длину целый километр! Причем впереди идет более смелая некрупная рыба, а самые большие особи следуют в метрах 15-20 сзади, а не наоборот, как часто утверждается. Соответственно, если пересечься с таким ходом, то сначала выхватишь одного-двух подъязков, и лишь затем может ввалиться шикарный экземпляр.

Весь этот разговор затеял с простой целью, – чтобы появилось больше веры в любимые места родных речек. Нет смысла уповать на мифический «великий ход» ход рыбы откуда-то снизу, а нужно верить в свой участок реки, больше его изучать, пробуя разные места, приемы ловли, приманки и насадки. Если какой-то участок совсем уж замолчал, то всегда имеет большой смысл просто проверить места в нескольких километрах выше или ниже по течению. Очень вероятно, что рыба передвинулась. А ругать свою речку, мол, рыбы нет (не пришла, повыбили и пр.), – последнее дело. При этом имеет смысл учитывать и конкретные региональные особенности, не идя на поводу у слухов.

К примеру, часто говорят, что Сож в Гомеле и районе – безрыбный, поэтому гомельчане пропадают на Днепре, где рыбы намного больше. Но это не совсем так. Во-первых, у очень многих гомельчан корни в днепровских поселках, деревнях, городках, и ездят на родину отцов и дедов, совмещая поездки с рыбалкой, в те места, которые знакомы много лет. Во-вторых, далеко не всем по душе рыбалка в Гомеле – довольно шумном мегаполисе, и многие ездят в днепровские благодатные места, лежащие в пределах Лоевского, Брагинского и Речицкого районов. Но опрометчиво говорить, что в Гомеле сожской рыбы меньше, чем в той же днепровской Речице. Или в Лоеве, где расположено устье Сожа, и отличные уловы местных рыбаков часто сожские, благо то же зимой можно пешком сбегать на обе речки.

И с берегов Днепра, кстати, многие рыбаки ездят на Сож. У нас в Корме рогачевские ребята – самые обычные гости, и неспроста. Тут более свободно, во всяком случае, нет необходимости втискиваться между доночниками, чтобы простучать дно джигом или в проводку половить язя. Да и вообще, если сравнивать Днепр от Рогачева до Быхова, то наши сожские места солиднее! Плотность рыбы выше, закоряженные участки более продуктивны в смысле ловли крупных экземпляров.

Хотя, безусловно, всяк кулик свое болото хвалит, но это лучше, чем без конца причитать, что хорошо там, где нас нет. Где мы есть, там и хорошо, там и рыбалка замечательная, ведь самая лучшая – домашняя!


Читайте также

В последние годы на окском притоке – Осетре многие рыбаки стали сетовать на уловы хищника и весомой бели. Но рыбы хватает, просто поведение ее меняется, что вынуждает многое менять и в ловле...

Рыбалка на Цимлянском водохранилище считается одной из лучших на территории южной части России. Длина этого водоема составляет около 180 км, максимальная ширина – 30 км. Площадь зеркала – около 2700 кв.км. Береговая зона водоема входит в природоохранный парк «Цимлянские пески».

Посещая Северский Донец, я понял, что река несет в себе особое таинство. Видовое многообразие пресной акватории не может оставить равнодушным искушенного рыболова. Переменчивый рельеф и разнообразие участков реки дает возможность быстро переключаться между разными видами ловли.