Если окуневая тема заглохла (см. особенности ловли в глухозимье), то некоторые зимники переключаю свое внимание на крупную плотву, рассверливаясь по широким входам в староречья и притоки. От прибрежной мели на глубину делается 5-8 лунок, расстояние между каждой не менее 15 м, чтобы не распугать рыбу на всем участке.
Рыбалка на плотву в глухозимье
Каждая лунка прикармливается хорошо испытанным прикормом, показавшим отличные результаты. Замешивается граммов 200 теста, добавляют стакан молотых семечек подсолнуха и чайную ложку измельченного тмина. В каждую лунку сразу после рассверливания опускают шарик этого теста диаметром 3-4 см, предварительно сделав в нем углубление, в котором «замуровывается» с десяток мотылей. Тесто должно быть не очень тугое, тогда плотва хорошо реагирует на этот пирожок с мотыльной начинкой, которая недоступна мелкому окуньку. Все лунки по очереди облавливаются мормышкой, наживленной мотылем, при отсутствии поклевок более пяти минут на одной лунке не задерживаются. Если достается рыба, то здесь наверняка будет стоять стайка, поодиночке в глухозимье плотва редко ходит, и лунка тщательно обрабатывается. э
Когда клев затихает, сверлят еще 2-3 лунки на этой же глубине, но подальше от рабочей (не ближе 15 м), в каждую опускается по шарику теста, и идет их периодическая проверка. Тесто в мороз обычно держат за пазухой, чтобы не замерзло. Чем меньше на льду народа, чем тише ведет себя плотвичник, тем выше шанс результативной работы прикормленных лунок в течение всего дня. И это хорошая особенность глухозимья на реках – плотва стоит на одном месте многочисленной стаей, есть возможность успешно рыбачить с 2-3 лунок, поработав немного буром лишь с утра.
Игра мормышкой в скоростном темпе редко приносит успех в глухозимье. Проводка с небольшим количеством колебаний (не более двух в секунду), амплитуду пробуют разную. На резких скачках погоды плотва предпочитает почти неподвижную мормышку, но удочку не кладут на лед, продолжая делать проводки: шевеление или слабое постукивание о дно с паузами, в отдельные дни большая часть поклевок идет при игре на спуске.
На озерах отличные места находятся возле прибрежного камыша, на глубинах в 2-2.5 м. Озерная плотва одинаково хорошо берет на мотыля и тесто, на мормышку, поплавочную снасть с грузиком и отдельным крючком, но только на стоячку, на игру особо не желает. На прикорм рыба реагирует неплохо – панировочный сухарь разводят в ведре (или подходящем полиэтиленовом пакете) до жидкого состояния и вливают в лунку, корм мутным столбом идет до дна, привлекая плотву с приличных расстояний.
Ловля щуки в глухозимье
Важно упомянуть и любимую многими щуку, которая в глухозимье ценна и тем, что даже один хороший хвост может сделать всю рыбалку. Зубастая – очень пластичная рыба, меньше многих других подвержена влиянию сложных жизненных обстоятельств – недостатку кислорода, сумраку подледного царства, но и она может впадать в очень пассивное состояние, мало питаясь на протяжении длительного времени. Лишь при «хорошей» погоде и в период полнолуния зубастая начинает проявлять активность.
Но что значит хорошая погода и как погода влияет на клев щуки? Мнения у рыболовов на этот счет разняться – от тихой пасмурной оттепели до морозной снежной вьюги, на разных водоемах, бывает, и так, и этак. Но многими замечено, что щука в глухозимье склонна просыпаться лишь при значительной смене температуры воздуха и атмосферного давления. И неважно, в какую сторону изменения! То есть самый клев начинается часов через 10-15 после погодной ломки, а до этого по стабильной погоде можно вообще без поклевок остаться.
Если на небольших водоемах, в основном, рассчитывают лишь на живцовые жерлицы, то на серьезных реках и озерах можно успешно применять весь щучий арсенал. Где-то отлично работают балансиры или крупные планирующие блесны, где-то живчик. И конкретный выбор зависит не столько от условий, сколько от традиций, приоритетов конкретных щукарей. Но все, вне зависимости от снасти, сходятся в одном – в непростой период глухозимья рыбака ноги кормят, ведь щучьих выходов может и не быть. Приманку надо подать в пасть, и сразу или максимум через 3-4 минуты следует хватка. Неспроста в эту пору активно сверлящиеся балансирщики чаще чем когда либо облавливают ставочников, не желающих переставлять свои жерлицы – ставки. Но все же живец дает намного больший шанс взять крупную щуку, и есть преданные почитатели именно глухозимной ставки. Их кредо – «хочешь поймать щуку – надо искать, максимум час снасть стоит на одном месте, нет ничего – перенос метров на 10-15». Заранее знать клевые места почти нереально. Зубастая может и на 70 см взять у самого прибрежного камыша, и на 10 м на яме, причем рыба по размерам одинакова. И время поклевок любое – как наткнешься.
Ловим ерша
Когда становиться совсем уж туго с клевом, то выручает вездесущий ершик. На многих озерах и водохранилищах клюет нормальный по размерам ерш, который в глухозимье сохраняет активность и успешно ловится обычной «окуневой» мормышечной снастью. К проводкам эта колючка нетребовательна, средняя частота колебаний максимум 150 в минуту, амплитуда движений кончика кивка в пределах 1.5 см.
Ершик предпочитает держаться у дна, причем гораздо больше прочих рыб, и поэтому высокий подъем обманки не требуется, желательно играть не выше 15-20 см от дна. С успехом применяется слабое шевеление и покачивание мормышки у самого дна. На сильных погодных перепадах и ершик может капризничать, и казалось, лучше ловить на стоячку или шевеление. Но практика ловли рисует иную картину – перспективнее игра с более частыми колебаниями, мормышка поднимаются на 10-12 см, потом опускается на дно, при этом игра не должна прекращаться.
Как только приманка коснулась дна, буквально чиркнула по нему, следует очередной подъем. Если ерш начинает промахиваться, никак не засекаясь, то на проводке вверх и вниз через каждые 2-3 см делают короткие остановки, которые колючий обожает.