На фоне слабых результатов озерно-водохранилищной ставки ловля щуки зимой на реках в сложную пору глухозимья оказывается наиболее выигрышной. Именно там кислородный режим гораздо благоприятнее, чем на закрытых водоемах. Правда, такая рыбалка в глухозимье коротка по времени – судя по всему, рыба быстро разбредается по реке, и приходится побегать за ней.
Та же ставочно-балансирная беготня усиливается и по обширным глубоким староречьям, где значительно лучшие уловы случаются при активном поиске щуки. «Высиживать» ее у многих рыболовов нет ни терпения, ни времени, и щукари действуют все решительнее, сбиваясь в команды, работая широко.
Под самыми берегами поклевок мало, однако вялой щуки здесь предостаточно, и опытные рыбаки разработали определенную стратегию ловли, позволяющую «взбодрить» обширный речной участок и наладить успешную ставочную рыбалку. Еще с утра, когда напарники выставляются по разноплановым местам, кто-то усердно рассверливает многочисленную серию лунок вдоль берега, у самой прибрежной растительности, расстояния между лунками 5-8 м.
Сверлят лунки специально шумно, с прокачкой лунки буром, могут и палкой какой-нибудь по льду постучать, ящиком погрохотать. В общем, шумят сознательно, заставляя щук сойти с точек стоянки, разозлить, разбудить, и очень часто такой прием срабатывает, – минут через 20-30 начинаются активные поклевки. Для этих щук выставляют ставки обычно не в тех лунках, где шумели (там глубины могут не превышать полметра), а где-то рядом по глубинам порядка 1-1.5 м, и зачастую лишь эти лунки приносят основу улова.
Иной раз щуки влетают по самым разноплановым глубинам, далеко от берегов, и приходится много двигаться в поисках рыбы, а балансир – не большой помощник, так как значительно лучше работает живец. Приходиться много переставляться, и когда обнаруживается щучий участок, то за 10-15 минут можно реализовать 3-4 сработки.
Значительно проще обнаружить хороших щук по длинным, узким и достаточно глубоким староречьям. По сильным морозам они большей частью молчат, но во второй половине зимы это уже шикарные ставочные места, и с приходом хорошей оттепели, когда берега уже подтаивают, опытные щукари резко активизируются у самых берегов, и самое то – выставить жерлицы на щуку не далее 1-1.5 м от уреза воды, где ловятся хищницы разных размеров.
Что касается средних и малых рек, то они с большим трудом переносят морозную, с нестабильными погодными перепадами зиму, – щука там пребывает в угнетенном состоянии, кислородный режим нестабилен, и хотя опасных заморов может и не наблюдаться, ловля щуки в глухозимье на подобных водоемах довольно таки трудовая.
Но час от часу наблюдаются долгожданные подходы активных хищниц к берегам, в том числе, и довольно крупных. Безусловно, это не преднерестовый ход, и щуки еще неоднократно будут возвращаться на глубины, затем опять совершать набеги в прибрежную зону, – обычная картина в сложный период глухозимья. Но сам факт этого подхода радует, ибо это однозначно уже активный хищник, и неудивительно, что ловится она большей частью возле скоплений мелкой плотвы.
Особенно наглядно это явление наблюдается на малых реках, где на глубинах до 1 м вваливаются отличные экземпляры. А по более глубоководным участкам клев щуки совсем слабый. Судя по всему, хищницы ходят вдоль берегов, во всяком случае, наиболее выигрышная стратегия выставления ставок – строго вдоль берега, а не в шахматном порядке в попытках захватить и минимальные глубины, и отметки в 1.5-2 м.
Все самое интересное происходит в районе донных зеленых водорослей, раскинутых пятнами. Надежнее всего выставлять снасти впритирку с этими пятнами, опуская живца к самому дну. Или прямо в траву, подняв живца над ней.
Очень важно знать – спрятался живец в траву или нет, этот момент проверяется через небольшое время после установки снасти. Если рыбка надела не себя зеленую «шубу», то придется или поднять ее повыше, пусть даже почти к нижней кромке льда, или передвинуть ставку на 2-3 м, просверлив новую лунку, поискав чистую мини-полянку.
Лески приходится ставить крепкие, как минимум 0.40 мм, не давая хищнице большой свободы, иначе уйдет в траву, и если даже удается достать рыбу, то избежать шумного вываживания не удается, в результате чего остальная щука настораживается. А это не очень-то хорошо, так как рабочие компактные участки могут работать 2-3 дня, затем затихают, и приходится передвигаться, отыскивая новые щучьи травянистые места.
В чем нет проблем, так это в добыче мелкой плотвы на мормышку, – лучше живца не придумаешь для таких условий.
В заключение хотелось бы добавить, что в глухозимье легкого хлеба для щукаря не бывает, и даже неискоренимые оптимисты уверены, что хороший клев щуки будет только к концу февраля – началу марта, когда зубастая наберет максимальную активность, что обычно происходит лишь в самый разгар последнего льда, когда жаворонки прилетают, и лед уже шипит из последних сил. А до этой поры с наскока стабильно ловить щуку не получается, если только на большую удачу, или точно зная точки, где держится хищница.