Крупный окунь хитроумный, осторожный и недоверчивый, часто так насупит нос, что отвергает практически все обычные обманки и способы игры. И тогда требуется подать полосатому привереде нечто необыкновенное.
Вспоминается один из показательных эпизодов, когда мы с друзьями поехали в конце декабря на окуня по первому льду на одно окуневое озеро, которое накрыло слабоклевьем, – не было не рыбацких лунок, ни тропинок. Насверлили лунок рядом с густой тростью на глубинах 1.5-2 м и начали ловить небольшого окуня, который лучше всего реагировал на небольшие вертикальные блесны, и совсем слабо брал на разнообразные безмотылки и мормышки, наживленные мотылем. Радовались и этому, все же лучше так, чем совсем сидеть без рыбы. Продолжали настойчиво блеснить, делая все больше лунок вдоль густой трости. А одни наш товарищ, продолжал упорно сидеть на одном месте. Вскоре мы ушли дальше, и он пропал из виду. Возвратились к нему через три часа, а рядом с ним возвышалась горка из неплохих окуней в 300-400г! Начали расспрашивать, как ловил, на что.
Рыбачил он таким макаром. Мормышечная удочка с кивком, жилка 0.10 мм. Небольшая легковесная блесенка, длиной около 2.5 см, сделана из латуни с впаянным одним крючком. На него удачливый рыболов цеплял пучок мотыля и отправлял блесну в лунку. Дно под лункой было с приличным налетом ила, и блесенка при ударе о грунт уходила в него так, что наружу выглядывал только крюк с мотылем. Окуням это нравилось, и они с большим азартом бросались на крючок. Клевал окунь не очень часто, но регулярно, поэтому товарищ не менял лунку, десятка три неплохих рыбин взял, причем без всякой дополнительной игры. Блесна находилась на донном грунте совершенно неподвижно. А это означало, что крупный окунь все же стоял на участке, где мы ловили, но вот брать не желал на аналогичные небольшие вертикалки, и это еще можно понять. Но вот почему он не хотел клевать на насадочные мормышки с мотылем? Ведь применяли и их, выдавая разные варианты игры, а также пытались ловить и на стоячку!
Уже возвращаясь домой, мы всей компанией пытались проанализировать причины, приведшие нашего товарища к успеху. Он сам полагал, что, в отличие от насадочной мормышки, в вертикальной блесне имелось несколько большее расстояние от крюка с мотылем до жилки, оно равнялось длине самой вертикалки – 2.5 см. Поэтому полосатые хищники, не боясь лески, смело атаковали крючок с мотылем, хотя сами поклевки были довольно осторожными – кивок лишь немного подрагивал, потом чуть-чуть сгибался. Возможно, наш друг был прав.
Но как бы там ни было, окунь зимой, особенно в моменты, когда он вял и неактивен, очень плохо реагирует на излишне грубые оснастки и без всякого микрометра рассчитывает толщину жилки, и к параметрам мормышки относится избирательно, отвергая слишком объемные модели, – та же густера, плотва и подлещик в этом деле прощают многое.
И именно при ловле окуня начинаешь понимать цену небольших вольфрамовых мормышек, и тонких лесок, но и они не всегда могут растормошить этого подозрительного полосатого разбойника, как это и случилось на той памятной озерной рыбалке, когда и леска достаточно толстая и блесна крупная (по понятиям мормышечников) не мешала довольно активному клеву.
Правда, у меня имеется своя гипотеза, почему окунь тогда хорошо клевал у нашего товарища: невесомая блесна планировала немного в сторону и падала на донный грунт чуть в стороне от лунки, где хищники были гораздо отважнее.
Окунь на водохранилище зимой
Приведу другой показательный пример – ловля со льда на одном крупном водохранилище. Отыскал окуневую стаю в районе не сильно большого бугра на глубине около трех метров. Поклевки были частыми, но почти все они были очень невнятными, подсечки шли преимущественно холостые.
Применение миниатюрных мормышек, как насадочных так и безнасадок, ничего не решало. А окуни под лункой стояли явно не маленькие, несколько штук удалось поднять, все они были грамм по 300, не меньше. Но из одной лунки поднимал одну рыбину и дальше молчок, в лучшем случае хищник только слегка бодал приманку.
Решил ловить окунь с достаточно высоким подъемом, так как на собственном опыте не раз убеждался, что неактивный окунь может реагировать на высоко играющую мормышку, идя за приманкой почти неотступно, и в какое-то мгновение отваживается на поклевку. И это не только мое голое предположение, оно подкреплено неоднократным визуальным наблюдением на неглубоких участках, когда заглядывал в лунки. Вот и в тот день в метре от дна кивок решительно сгибался – есть рыбина! Снимаю окуня с крючка, сбрасываю мормышку на ту же отметку, играю приманкой в метре от донного грунта – никой реакции. Решил опустить до самого дна, затем быстрый подъем с активной игрой до клевого горизонта, подняв руку максимально вверх – опять никой реакции. В исступлении опускаю мормышку до донного грунта, затем неспешно поднимаю до все того же 1 м – есть поклевка. Потом еще одна рыбина и пошло, поехало… На иных лунках картина повторялась.
Окунь повсеместно желал, чтобы я медленно, плавно опускал приманку до самого донного грунта, давал паузу в пару секунд и потом не спеша поднимал приманку со средней частотой колебаний и средней амплитудой до заветного 1 м от дна, и только в таком горизонте шли уверенные окуневые хватки. В тот день полосатый преподал мне очередной показательный урок.
Глубина ловли окуня на реке и на озере
Техника ловли окуня со льда в зависимости от водоема.
Вообще, мне очень нравится охотиться за озерными окунями в разных слоях воды. Особенно интересно, когда с помощью активной игры удается подтянуть стаю практически до самой ледовой кромки и ловить окуня на мормышку почти что в лунке! И пускай особо крупные особи не желают подниматься так высоко, все равно рыбалка очень веселая и добычливая!
Но вот что интересно, такие приемы на реке почти всегда заканчивались неудачей, – все же речной окунь, особенно приличных размеров, сугубо донная рыба. При этом вовсе не обязательно, что он питается только на больших глубинах, хотя часто попадается почти что на максимальных точках зимовальных ям. Но часто случается с точностью да наоборот – находил крупных полосатых на реке на глубинах до 0.5-1 м! Частиком от нижней ледовой кромки до донного грунта остается всего лишь 20-30 см, а в этом месте крупные окуни клюют!
На озерной рыбалке также происходят выходы солидного окуня на прибрежные участки с глубиной до метра, но они кратковременны, как правило, такое случается на закате, когда норму вылова можно выполнить буквально за 15-20 минут. Если, понятное дело, пересечься с относительно плотной стаей, что не всегда удается сделать.
На реках же наблюдается совершенно другая картина. На примыкающих к берегам мелководьях полосатые держатся регулярно, от рассвета до заката. И при привальном подходе неплохо ловятся, но поклевки окуня на подобной глубине вороватые, еле заметные, если сравнивать с озерным собратом, что сильно удивило меня! Ведь по своему характеру и повадкам речной хищник более «резок», хватает приманку более решительно и агрессивно. Но это все не про полосатого разбойника.
Окунь он какой-то особенный, и за это я люблю его. Никакая иная рыба так не заставляет искать требуемую золотую середину промеж активными поисками стоянок рыбы и настойчивым обловом конкретных лунок, которые кажутся перспективными или уже принесли долгожданные поклевки.
Ранее по теме:
Видео ловли окуня на балансир.